Ride Free


Мастер класс
Тема: Фрирайд Дата:  29.10.2005

Каждый среднестатистический гражданин России в зимнее время года сталкивается с вопросом выбора места проведения отпуска. Новый год для служащих или студенческие каникулы для тех, кто грызет гранит науки – святое. Многие, конечно, предпочитают теплые страны. Не удивителен такой выбор для человека, проживающего в стране, где зима длиться пол года. Таких людей сейчас, наверное, большинство. Правда, в последнее время некоторые из нас начинают думать несколько по-другому. Горнолыжная индустрия в нашей стране набирает обороты, и зимние забавы находят новых и новых приверженцев.

Зимние забавы – обратная сторона монеты.

Антон ВасильевЭто не странно. С экранов телевизоров и страниц иллюстрированных изданий разнообразнейших форматов мы нет, нет, да и видим шикарные панорамы г/лыжных курортов. Весь туристический бизнес мира, в преддверии зимы, обрушивает на головы потенциальных потребителей шквал предложений, связанных с отдыхом в горах. Производители экипировки то же не отстают, пропагандируя горные лыжи и сноубрдинг. Трудно устоять под таким напором и не потерять голову. И вот уже миллионы мирных граждан двигают по маршруту спорт-супермаркет, туристическая фирма, аэропорт. Последовательность может меняться, но конечный пункт уже определен. Снежные вершины маячат где-то на горизонте подсознания и не дают покоя. Представьте на секунду что твориться в голове Homo sapiens, планирующего провести очередной отпуск в горах. Главный парадокс заключается в том, что свои фантазии многие из них питают из рафинированных источников, которые, как правило, показывают только одну сторону этого процесса. Но, тем не менее, существует и обратная, мало кому известная сторона. Снежные лавины, ледопады и прочие прелести высокогорья остаются за кадром. Поэтому, выезжая на отдых в горы, мало кто задумывается о возможных последствиях своего выбора, и напрасно. Каждый год в горах гибнут люди.

Констанин ЯблоковНа мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации кроется в особенностях нашей родной Совковой психологии, национального так сказать менталитета. Объявления и предупредительные знаки на горнолыжных трассах в основном воспринимаются в массах как попытка создания администрациями курортов еще одного нелепого закона, которых и так много в нашей жизни. А раз светофоров на горе нет, и милиция склоны не патрулирует можно не обращать на них внимание, авось пронесет. И, к счастью, достаточно часто проносит. А легкий дискомфорт от общения со спасателями, обслуживающими трассы, с лихвой компенсируется избытком свежих, острых впечатлений. Вот такая забавная складывается ситуация. И по сему Вам самим решать, как отнестись к этому материалу, а я лишь напомню Вам старую поговорку: Соблюдайте ПДД, избежите ДТП.

Констанин ЯблоковВ контексте зимних забав, как наглядно демонстрирует печальная статистика, эта поговорка обретает не менее глубокий смысл. К моему большому сожалению, методические пособия, описывающие правила безопасности в горной местности, не тиражируются для массового пользования как правила дорожного движения. Этот вопрос всегда был на совести администраций курортов. Последние, в свою очередь, сталкиваясь с психологией отдыхающих, ограничиваются достаточно скудным информационным обеспечением этого вопроса. Оно и понятно, человек отдыхать приехал, а ты его инструкциями душишь. Как-то нелепо, и потом это фраза “Клиент всегда прав”. Противоречивая складывается ситуация. Рас так, и Вы считаете что статистика, упомянутая выше, не имеет к Вам ни какого отношения, можете дальше не читать, а просто рассматривать красивые картинки. Для тех, кто все-таки заинтересовался, следующий раздел.

Алгоритм безопасности.

В этом разделе материала мы поговорим горном рельефе и о тех его особенностях, на которых нужно концентрировать свое внимание. Для начала – вводный курс в терминологию. Это пригодится, для того чтобы в дальнейшем, занимаясь внетрассовым катанием или просто отдыхая в горах, Вы при необходимости могли общаться на одном языке с профессионалами. В дальнейшем мы расширим этот словарь, а сейчас затронем основные термины, относящиеся непосредственно к этому материалу.

Экспозиция
расположение склона, по которому Вы собираетесь совершить спуск относительно сторон света (север, юг, запад, восток и комбинации типа северо-запад). В одно и то же время суток состояние снега на склонах с разной экспозицией может очень сильно отличаться. Кроме этого, занимаясь внетрассовым катанием нужно учитывать то, как освещен склон, так как в тени и на солнце снег по-разному трансформируется и может менять свое состояние так же стремительно, как под воздействием такого метеорологического процесса как ветер.

УклонУклон
угол наклона рельефа, по которому вы планируете осуществить подъем к месту предполагаемого спуска и собственно спуск. Нужно отчетливо понимать, что в особых случаях (например, в весенний период) лавиноопасными можно считать склоны крутизной 15-20 градусов, а для катания по склонам крутизной более 35 градусов, если Вы не хотите на этом закончить свою практику внетрассового катания, нужно иметь достаточно большой опыт катания именно на таких уклонах. Представьте на секунду, какие последствия может иметь беспорядочное падение со скоростью, скажем 50 км/час на склоне, имеющем препятствия в виде скал, даже с условием, что Вы применяете дополнительную, кроме каски защиту. Ведь не лыжи, не сноуборды пока еще не оборудуют подушками безопасности как автомобили.

Лавиноопасный склонЛавиноопасные склоны
Таковые склоны, как правило, имеют ряд характерных признаков. Самый очевидный признак – лавинные конуса или по-простому следы схода лавин у подножий склонов. Кроме этого, можно отметить как характерное отличие, ступенчатые линии отрывов лавин на перегибах и крутых участках склонов. Они могут иметь различные конфигурации, но визуально их всегда можно определить, конечно, в том случае, когда это позволяет видимость и рельеф. Выражаясь языком научным лавиноопасные склоны - это склоны, на которых снег под воздействием метеорологических и геофизических процессов меняет свою структуру, теряет сцепление с основанием, на которое он опирается и обрушивается вниз. Лавины, как правило, образуются на сильно заснеженных склонах со значительным уклоном (более 25-и град.). Существует три основных типа лавин: мокрые, сухие и пылевидные.

Мокрые лавины образуются в весеннее время или во время оттепелей. Они в первую очередь опасны тем, что имеют большую удельную массу и, вследствие этого, практически сразу после схода превращаются в спрессованное до плотности льда тело. Скорость падения таких лавин, тем не менее, может на хороших уклонах достигать 120 км/час.
Сухие лавины образуются, как правило, после сильных снегопадов в зимнее время года. Их скорость в падении достигает 200 км/час. А в случаях, когда такая лавина образуется в глобальных очагах Л.О. перед телом лавины образуется пылевидное облако, которое может разгоняться до скорости 500 км/час. Такие лавины способны производить колоссальные по своему масштабу разрушения.
Сход сухой лавины Сход сухой лавины Сход сухой лавины

Перепад
разница между высотами от точки начала предполагаемого спуска до его завершения у подножия склона или попросту говоря протяженность спуска. Протяженность спуска вычисляется нехитрым алгебраическим методом из цифр вертикального перепада и угла наклона склона. Это нужно обязательно знать, начиная спуск, чтобы грамотно распределить свои силы по предполагаемому маршруту.

Гребень
соединяет между собой вершины в горных массивах. Гребень гребню, конечно же, рознь. Есть такие гребни, для прохождения которых необходимо владеть навыками альпинизма. Но, тем не менее, этот вид рельефа наиболее лавинно безопасен.

Контрфорс или ребро
спускается в долину с вершин или гребней горных массивов и имеет ярко выраженный внешний угол относительно склонов. Выбирая маршрут подъема или последующего спуска, есть смысл придерживаться именно контрфорсов, так как они выступают над склонами – снег как бы стекает с них. Если участок склона, по ходу того, как Вы его взрываете своим спортивным снарядом, ломается и обрушивается вниз лавиной, держитесь контрфорсов. На ребре всегда больше шансов задержаться, это в случае если вы контролируете свои движения, а в первую очередь - скорость. Таким образом, этот вид рельефа, в контексте лавинной безопасности, выгодно отличаются от вида рельефа, именуемого - кулуар.

Кирилин МихаилКулуар
разделяет между собой контрфорсы или имеет ярко выраженный внутренний угол относительно склона. Этот вид рельефа является наиболее опасным при прохождении, так как любой предмет, падающий с горы, будь то камень, снежный карниз или кусок льда, стремится к линии падения воды и, под воздействием силы тяжести, находит внутренние углы. Почти вся статистика Ч.С. в горах связана с этим видом рельефа.

Вот так плавно мы подошли к нашей основной теме. Наверняка кто-то из Вас, впервые сталкивается с этими терминами. В таком случае основной алгоритм безопасности должен заключаться в следовании правилам, установленным на всех горнолыжных курортах. Ознакомиться с ними всегда можно, задав вопрос при регистрации в гостиницу или при приобретении пропуска на канатно-кресельную дорогу. По первому требованию в администрациях курортов Вас должны ознакомить с инструкциями и знаками, предупреждающими об опасности, а так же ознакомить со схемами трасс или, по необходимости, закрепят Вас за инструктором, который обеспечить Вашу безопасность на должном уровне.

В случае если Вы уже сталкивались с этой терминологией и имеете какой-то минимальный опыт, не торопитесь выезжать за знак, маркирующий трассу. Даже если Ваш опыт катания кажется достаточным, для того чтобы кататься вне трасс, лучше все равно не заниматься этим самостоятельно, а прибегнуть к услугам профессиональных гидов. Это позволит свести риск, которому Вы себя подвергаете, занимаясь таким катанием, к минимуму. И это не голословное утверждение. За предыдущей фразой стоит суровая статистика несчастных случаев, с которой, к сожалению, мало кто знаком. Вы можете справедливо сказать по поводу прочитанного выше, что это какой то замкнутый круг получается. Куда не посмотри везде инструкции и инструктора. Все так и есть. Нужно просто иметь смелость признаться себе в этом. Ведь каждый из нас, будучи человеком, мало-мальски грамотным и вменяемым понимает что, ни когда не возьмет на себя ответственность за дело, в котором ни черта не понимает или понимает очень мало. Будучи финансовым аналитиком, Вы можете гарантировать инвесторам эффективность вложений, только постоянно практикуя в этом секторе рынка услуг. И, соответственно, Вы не сможете учитывать все нюансы высокогорья, даже регулярно приезжая в горы на очень ограниченные промежутки времени. Практики маловато! Внетрассовое катание это такая же большая ответственность, это я считаю нужно понимать. И вопрос здесь не в том умеете ли вы кататься или нет, а в том, какие последствия может иметь Ваше желание оттянуться, как следует. Оставленный на склоне след, кто по нему помчится следом, а выдержит ли этот склон такое давление, а что под ним? Так что есть смысл задуматься. Если в этом вопросе доверится профессионалам, то можно освободить свою оперативную память от анализа малознакомых тем, и всецело отдаться непосредственно процессу катания.

Гид, обладающий многолетним опытом и постоянно практикующий в данном районе, благодаря своему чутью, а так же знанию инфраструктуры курорта, превратит Ваше увлечение в настоящий отдых и сможет обеспечить безопасность на должном уровне.

За деньги клиента – любой каприз, то есть склон, ну или почти любой. Препятствием могут быть только Ваша физическая форма, подорванная каждодневной работой в офисе, метеорологические условия ну и конечно финансы – вы фактически нанимаете на работу телохранителя, а здоровье и безопасность дорогого стоят. Тут очень важно не промахнуться и подписать контракт с настоящим специалистом, а не лохом в модной куртке. Очень важно реально оценивать свои возможности. Профессионал поможет Вам разобраться в шквале вопросов под общим кодом – фрирайд. После устной договоренности о совместном катании он просто обязан грамотно проконсультировать Вас по всем вопросам, требующим внимания, и восполнить пробелы в специальном снаряжении, необходимом для внетрассового катания. А для того чтобы быть более убедительными и чтобы дать Вам возможность расширить свои познания в этой области мы подготовили следующий раздел.

Наглядное пособие.

На серии снимков, которые были подготовленной к этому материалу, демонстрируются варианты прохождения кулуров.

Проезд в исполнении Антона Васильева наглядно демонстрирует технику глиссирования. После преодоления определенного скоростного барьера райдера выталкивает из снега на поверхность, давление на склон снижается, и вероятность подрыва лавины падает. Такие действия являются оправданными в случаях, когда кулуар засыпан глубоким слоем снега и имеет широкое выполаживание на выкате, которое позволяет снизить скорость до более безопасной. Для прохождения маршрутов в таком стиле нужно так же учитывать, что для высокоскоростных режимов у Вас должна быть соответствующая мат. часть.
Антон Васильев Антон Васильев Антон Васильев
На этой серии снимков демонстрируется последовательность действий, и предварительный анализ траектории спуска на случай возникновения Ч.С. После проверки состояния снега в точке начала траектории спуска, методом выкапывания контрольного шурфа, склон показался стабильным и вроде как безопасным. Но, тем не менее, выбранная линия спуска, в случае подрыва лавины, подразумевала возможность вырезания из планируемого кулуара в соседний кулуар, через разрывы в скалистом контрфорсе, разделяющем их.
Константин Яблоков Константин Яблоков Константин Яблоков
Константин Яблоков Константин Яблоков Константин Яблоков
Эта серия снимков демонстрирует проезд по относительно не большому по протяженности (не более 300 метров) но достаточно крутому (в верхней части порядка 50 градусов) кулуару. В этом, так же как и в предыдущем случае учитывалась возможность провокации лавины. Поэтому линия спуска в верхней части маршрута идет по левой части левого ребра, ограничивающего кулуар (если смотреть с верху вниз по склону), и одной пологой дугой заходит во внутренний угол. Второй момент, на котором акцентировалось внимание при прохождении этой траектории – уклон и камни, торчащие из склона по направлению предполагаемой линии спуска. Эти факторы потребовали осуществлять прохождение верхней трети маршрута более короткими дугами и, соответственно, не очень быстро.
Константин Яблоков Константин Яблоков Константин Яблоков
Константин Яблоков Константин Яблоков Константин Яблоков
Р.S.
Адекватность в контексте внетрассового катания, как и во многих других жизненных аспектах, такое же ключевое слово. Так сложилось что вся эта терминология, упомянутая выше, вошла в мое сознание не так стремительно как это происходит сейчас со многими из тех, кто выбирает для себя горные лыжи или сноуборд. Все это я впитывал годами занятий горным туризмом и альпинизмом. Но, тем не менее, по-прежнему для меня, каждый кулуар - новое откровение и, как следствие, новая последовательность действий. Часто бывает так, что приходится отказываться от прохождения заранее намеченного маршрута спуска в силу ряда объективных причин, например, таких как состояние снега или видимость – то, как просматривается предполагаемая траектория, или же просто усталость, накопленная на подъеме. Есть много нюансов, которые необходимо учитывать, занимаясь катанием вне трасс и нужна, постоянная практика, которая дает, как говорят некоторые экстремалы со стажем, чуйку и психологическую подготовку. Так что всем удачи. Читайте умные книжки про горы, а если возникнут вопросы по затронутой теме, стучите на с пометкой - вопросы о внетрассовом катании к Костяну.

Лыжи – Антон Васильев (Stockli team)
Сноуборд – Яблоков Константин (Apo snowboards, М6, Drake, Northwave, IRIS, Drop, Holmenkol, Osiris)




Эта статья взята с сайта White Guides: Ассоциация горных гидов.
http://www.whiteguides.ru

URL этой статьи:
http://www.whiteguides.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=3