Ride Free


Фрирайд в Красной Поляне
Тема: Фрирайд Дата:  26.10.2009

Катание вне трасс на Красной Поляне имеет свои особенности. Главная - это Краснополянский снег. Благодаря близости Черного моря его выпадает много. Он мягкий, пушистый и, как правило, стабильный. Иногда его бывает недостаточно, иногда слишком много. Иногда из-за этого, а может из-за чего еще, зоны катания могут быть ограничены администрацией канатных дорог. Но это не должно обламывать! В этой статье я расскажу о том, где и как можно покататься на Красной Поляне вне трасс и получить от этого огромное удовольствие, невзирая на прихоти погоды и канатчиков.

СклонНа сегодняшний день курорт Красная Поляна представлен тремя горнолыжными комплексами. Наш «Дедушка» - первый в этих горах ГК “Альпика-Сервис” на сегодняшний день остается основным источником вдохновения для фрирайдеров. Это четыре очереди парно-кресельной дороги, расположенные последовательно. Основной интерес для внетрассового катания представляют четвертая и третья очереди. Высота верхней станции четвертой очереди - около 2300 м. над уровнем моря, нижней станции третьей - 1144 м. Таким образом, мы получаем более чем километровый перепад по вертикали, что сопоставимо со спусками Домбая и Приэльбрусья. Однако изюминкой курорта является не протяженность склонов. Частые и обильные снегопады делают ваши шансы покататься по настоящему паудеру весьма реалистичными. Буковое редколесье - отличный полигон для лесного катания - деревья растут на расстоянии 5-7 метров друг от друга и практически не мешают проезду. Огромное количество дропов как в зоне альпийских лугов (скалы и карнизы), так и в лесу (скалы, засыпанные снегом пни и поваленные деревья) как правило, с мягкими и предсказуемыми приземлениями. Добавьте к этому мягкий причерноморский климат и небольшие высоты, позволяющие без труда ходить в бэккантри. Картинка получается довольно привлекательная.

Сначала сверху!

Режим подъема на верх четвертой очереди «Альпики - Сервис» для райдеров каждый год разный. Проблема заключается в том, что ветрами со стороны Абхазии надуваются большие снежные карнизы, обрушение которых может привести к сходу лавин на трассы «Альпики-Сервис». Из-за этого последние два года посещение хребта райдерами было возможно только в сопровождении гидов «Альпики-Сервис», которым лавинная служба объявляла зоны, открытые для катания. Как будет складываться ситуация в нынешнем сезоне - предсказать сложно, однако наверняка можно сказать одно - средняя группа на снегоступах или по хорошо набитой тропе выходит на гребень с промежуточной станции за 20 - 30 минут и попадает в эксклюзивную зону катания, идентичную спускам в режиме хели-ски.
Большинство маршрутов расположены в Салымовском цирке (слева от канатки если смотреть снизу). Почти все спуски хорошо просматриваются с креселки, так что во время подъема можно выбрать понравившийся. После снегопада в первую очередь раскатывают ближайшие к канатке кулуары, к которым есть возможность спуститься по хребту без подъема пешком. Дальше приходит очередь кулуаров, расположенных в районе сначала первого, потом второго ретранслятора (башенки мобильной связи, установленные на хребте, хорошо видны с канатки). В последнюю очередь раскатывают Пик Фрирайд (традиционное место проведения финалов российских соревнований по фрирайду) - крайнюю слева вершину Салымовского цирка. Для подъема на этот пик после спуска со второго ретранслятора необходимо проехать траверсом направо и подняться около 50 метров пешком на хребет.

Большинство перечисленных кулуаров не длинные - от 100 до 300 метров, но довольно крутые и имеют хороший выкат, что дает возможность проходить их на скорости. При желании можно попрыгать со скал и наддувов, которых здесь большое изобилие. Приземления, как правило, крутые и мягкие. За крутыми участками следуют достаточно продолжительные снежные поля со средним уклоном.

Благодаря разнообразию рельефов и отличному качеству снега, именно этот цирк уже дважды был выбран местом проведения Российских этапов Кубка мира по фрирайду.

Цирк

Шумихинский цирк (расположен справа от канатки, если смотреть снизу) так же предоставляет реальную возможность оторваться. Два крутых кулуара уходят вниз в непосредственной близости от канатки. Около 5 отличных маршрутов уходит с хребта Аибги в Шумихинский ручей. Однако здесь есть большая опасность заблудиться, и порхнуть со скал высотой 30-40мм. Кроме того, Шумихинский ручей - это основной полянский лавиносборник, поэтому надо очень четко представлять себе, когда можно туда ехать, а когда нет. Даже если снега мало и лавинная опасность объективно исключена, необходимо вовремя свалить из ручья направо во избежание часового бэдтрипа через кусты вверх по склону.

Отдельного упоминания заслуживает «восточный склон» Шумихинского цирка. Его во всех подробностях видно с четвертой очереди канатки справа по ходу подъема. Это - отличная зона для экспертного фрирайдного катания. Здесь есть любые рельефы - кулуары - самые разные от коротких и узких - очень зрелищных и техничных до длинных кулуаров в «чегетском» стиле, снежные поля, дропы, немного лесного катания. Основная проблема - склон крутой и восточный (ориентирован на солнце), поэтому кататься здесь в феврале - марте, когда солнце становиться активнее, а снега накапливается много, откровенно стремно. Надо успевать в начале зимы и четко мониторить лавинную ситуацию…

Роза Хутор - цирк, следующий за Салымовским, если двигаться на восток. Отличные спуски, по протяженности превосходящие вышеперечисленные, как правило, с нетронутым снегом отличного качества. Можно выбрать спуски разной сложности и крутизны, с дропами и без оных. После пары километров  снежных полей начинается «мэджик форрест». Это имя собственное, и что оно значит, наверное, можно не объяснять. Идти до этих спусков по гребню около  получаса. Спуски заканчиваются, как правило, на подсадке первой очереди канатной дороги.

Маршрут на Черную пирамиду - пожалуй, одно из наиболее живописных бэккантри, расположенных вблизи зоны катания. Хотя пару раз у меня получалось проехать этот маршрут дважды за день, но правильнее настраиваться на спокойную неторопливую экскурсию в красивом уединенном месте. Здесь возможны несколько различных вариантов подъема и спуска, с различной продолжительностью и трудоемкостью. Вариант 1: В ходе маршрута группа совершает подъем в сторону пика «Черная Пирамида», с восхождением на седло первого цирка. Далее - двухкилометровый фановый спуск по снежным полям заканчивается несколько трудоемким траверсом над водопадом (зимой - ледопадом) «Штаны». За ним - 500 метров классного снежного поля, километр такого же классного леса и около часа «выбиралова» к подножию Альпики-сервис. Альтернатива - 20-30 минут «выбиралова» к подъемнику «Карусель». Второй маршрут предполагает еще один подъем на гребень (около 10-15 минут) и последующий спуск к подъемнику «Карусель». В итоге здесь вас ждет: около 1ч подъема в гору, около 2,5 км снежных полей, около 1 км первоклассного букового редколесья, 0 км «выбиралова».

Настоятельно не рекомендую отправляться на вышеперечисленные маршруты без гида. Факторы риска: лавинная опасность, скальные сбросы, сложное ориентирование.

А теперь снизу!

ЛесПосле обильных снегопадов четвертую очередь канатной дороги, как правило, закрывают полностью и зона внетрассового катания становится небольшой. Комфортное лесное катание имеет место, как под третьей, так и под второй очередью ККД. Варианты маршрутов очевидны и довольно интересны. Лес не густой, подлесок к середине сезона практически полностью засыпает, так что удовольствие получить можно. Однако, зона катания все таки маленькая и ее быстро раскатывают. Но и при такой ситуации помимо банального катания под канаткой есть варианты. Можно пройтись 15 минут пешком и расписать «Поле Вандербильда» (около 700м классного поля + столько же отличного лесного спуска). Правда, надо помнить, что если снегопады в это время действительно обильные, через поле Вандербильда может пройти большая лавина.

Есть классные лесные спуски и с противоположной стороны. К некоторым маршрутам можно подобраться просто съехав с трассы. К другим надо немножко пройтись пешком (10-15 минут).

Включение четвертой очереди после обильных снегопадов - событие чрезвычайно волнующее, и, к сожалению, абсолютно не прогнозируемое. Так что, катаясь по третьей очереди, оглядывайтесь всегда в сторону четверки. Иногда на посадке на четвертую очередь могут проверить наличие лавинного оборудования, или пропускать только группы с гидами. В любом случае, постарайтесь быть на четвертой очереди в числе первых, чтобы успеть покататься в целине, там, где обычно жесть и бугры. Начните катание со спуска по салымовской трассе. Следующий спуск можно посвятить катанию под канатной дорогой. Пока трассу не раскатали, здесь можно неплохо попрыгать с многочисленных скал, бугров и наддувов. Лес по обе стороны канатной дороги тоже классный. Когда ближайшие спуски подразобьют, с подсадки можно сделать большой траверс в сторону пика Фрирайд, с заездом в лес. Он здесь редкий, с полянами, на которых можно разогнаться, с дропами, и даже каскадами дропов. Один из самых интересных маршрутов, доступных с подсадки, на мой взгляд - спуск в сторону Шумихинского ручья. Собственно спусков там полно, и можно кататься целый день, ни разу не проехав одним и тем же маршрутом. Здесь есть поляны, лесные кулуары, образованные селевыми сходами, просто комфортное лесное катание. Все это сдобрено парой десятков сладеньких дропов, от 1 до 15 метров высотой. Кататься в Шумихинском лесу одному крайне не желательно. Во-первых, многие маршруты лавиноопасны. Во-вторых, здесь очень легко увлечься и уехать в Шумихинский ручей, выход из которого часто бывает нетривиальным. Уже не говоря о том, что кулуар, по которому течет ручей, после обильных снегопадов собирает лавины со всех окрестных склонов. Наиболее драматичные поисковые и спасательные работы проходили на моей памяти именно в этом лесу.

Макс Макс

Альтернатива?

1.Горная Карусель

В прошлом году «Каруселька»  приятно удивила всех своим внезапным открытием. Были введены в строй две очереди современного гондольного подъемника - первая с высотами 540 - 960мм - доставляет туристов в зону катания. Вторая 960 -1450мм обслуживает несколько трасс и довольно приличный лесной массив, в котором, при наличии хорошего снега на этих высотах, можно покататься не хуже чем на третьей очереди Альпики. Сейчас очень активно ведется строительство третьей линии Карусели, которая выведет курорт на высоту 2200м в зону альпийских лугов, и тогда уже можно будет серьезно говорить о фрирайде на «Горной карусели». С большой вероятностью третья очередь заработает уже в этом сезоне…

2. Лаура (Газпром)

Довольно бесполезный курорт с точки зрения фрирайда с использованием канатных дорог. Зато там есть прикольное ночное катание, можно увидеть первое лицо или звезду шоубиззза…

3.Роза Хутор

Очень серьезный комплекс. В отличии от Карусели, не спешит с открытием. В этом году примет старты очередного мирового фрирайд тура, а для туристов откроется не раньше следующего года.

4. Бэккантри

Это когда ты увидел гору, она тебе понравилась, и ты на нее пошел. А потом съехал вниз. Это не столько катание, сколько возможность побывать в красивых, уединенных местах. В этом году мы планируем предложить несколько маршрутов бэккантри с использованием ски-тура и снегоступов.

Большинство из них находится в зоне канаток Альпики-Сервис и описаны выше. Помимо этого для любителей походить пешком и «пофтыкать»  на горки мы предлагаем:

- подъем с вершины ГК «Лаура» на вершину Табунная и спуск с нее;

- подъем на вершину Ачишхо и спуск в п. Красная Поляна

- спуск с гребня Аибга в сторону Абхазии, ночевка на балаганах (летние домики пастухов) и утренний подъем обратно.

Пешком img_2795

А теперь несколько слов о безопасности.

Мне бы не хотелось, что бы эта статья воспринималась как пособие в помощь начинающему фрирайдеру. Было бы очень обидно, если кто-то из молодых и подающих надежду райдеров уберется, вдохновившись моим творчеством. Бытует мнение, что катание на Красной Поляне безопасное, лавин здесь нет, горы маленькие и, заблудившись, всегда можно найти дорогу домой. Это не так. Действительно, снег в Красной Поляне, благодаря северной экспозиции склонов и близости Черного моря, держится иногда на очень крутых склонах. А иногда не держится. В отличии от Домбая и Приэльбрусья, здесь не так ветрено и ветровые доски, как правило, не образуются. Но, бывают исключения. За последние несколько лет в Поляне сходило несколько глобальных лавин, одной из которых снесло верхнюю станцию четырехкресельной канатной дороги. Небольших, но “достаточных” лавин тоже было не мало. Большую опасность представляют падающие карнизы, нависающие по всей протяженности Аибгинского хребта. Как и лавины, карнизы обычно падают весной, в теплую солнечную погоду. Но это далеко не абсолютное правило. И еще одна местная фишка - неоднократно были случаи, когда райдеры, после прогулки по хребту, начинали спуск вдоль свежих следов проехавшей недавно группы, и вдруг с удивлением обнаруживали, что следы закончились где-то на задутой ветром полянке, над крутыми скальными сбросами или труднопроходимыми кулуарами. Если присмотреться, на таких полянках обычно угадываются следы от шасси вертолета. Хели-ски на Красной Поляне  популярно и мест таких много. В общем, почти каждый день высокого сезона спасатели, обильно матерясь, отправляются в лес на поиски очередного заблудшего райдера.

Поэтому, прежде чем отправляться в горы без гида, задайте себе следующие вопросы:

  • Есть ли у вас лавинное оборудование и умеете ли вы им пользоваться?
  • Есть ли у ваших друзей, отправляющихся с вами на фрирайд, лавинное оборудование и умеют ли они им пользоваться?
  • Есть ли у вас и ваших друзей опыт безопасного катания в группе по лавиноопасным склонам?
  • Есть ли у вас аптечка первой помощи и умеете ли вы ей пользоваться?
  • Достаточно ли хорошо вы или кто-либо из вашей группы знает предполагаемый маршрут спуска?
  • Имеете ли вы средства связи со спасслужбой в случае возникновения ЧП на маршруте и уверены ли в том, что данные средства связи будут работать на данном маршруте?

При ответе “нет” или “не знаю” на любой из этих вопросов либо откажитесь от катания вне трасс, либо возьмите гида.

закат

Макс Ануфриков
Гид по фрирайду, хели-ски, Красная Поляна.





Эта статья взята с сайта White Guides: Ассоциация горных гидов.
http://www.whiteguides.ru

URL этой статьи:
http://www.whiteguides.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=49