Ride Free


"Заговор фрирайдеров" или пара слов об апрельском че…
Раздел: Фрирайд Дата:  14.4.2006

...А давече был грешок: чуть не выдумал стишок,
Доктора перепугались, говорят любовный шок...
Л. Филатов

Предыстория…

Четверг. Сидишь в офисе с больным горлом, финансовой моделью какого-то левого бизнеса и общей неудовлетворенностью в мыслях. На сайте «белогвардейцев» видишь пост бородатого человека с фразой про офисных крыс, в наушниках слышишь слова «…ни для кого небо без края, ни для кого нас больше нет. Падает снег, все заметая…» реагируешь, то ли на «небо», то ли на «нас больше нет», то ли на «снег» - бежишь и берешь последний билет на утренний рейс, просишь встретить. Неудовлетворенность сменяется жаждой…

Аэропорт встречает посылкой канатчикам и редкими пестрыми бордерами, летящими тем же рейсом. Посылка оказывается бензопилой и идет в багаж. Сохранность пилы вызывает тревогу. Хотя в ручную кладь ее все равно бы не пустили: в мыслях нарезка из фильмов про бензопилы и падающие самолеты.

Пестрые бордеры оказываются тусовщиками, направляющимися в Домбайский борд лагерь. Мое направление «Терскол» вызывает в их глазах непонимание. И слава богу, каждому свое направление...

Предгорье, Баксанская долина. В душе томление, как будто ты ждешь близости с любимым человеком после долгой разлуки…

Общие впечатления

Терскол почти не изменился. Хотя перемены к лучшему есть: появился скоростной Интернет; веб камеры; местные «горцы», живущие своей сложившейся жизнью, стали как-то ближе (правда истории про хулиганов немного охлаждают, хотя понимаешь, что отморозков гораздо больше на равнине); частный сектор меняет окна на пластик и сантехнику на Турцию. Лучше бы поменяли кровати с досками/дырявыми матрасами на Икею)))


Райдеры отходят от только что завершившегося этапа кубка по фрирайду. Рассказы о проездах и прыжках перемежуются критикой организации и судейства. Комментировать соревнования не можешь, т.к. опоздал даже не вручение, а куцее видео проездов сможешь увидеть лишь в «точке отрыва». Может, делать нарезку видео на болванки и продавать их желающим по Интернету и в магазинах снаряги?

Следы проведения этапа были видны невооруженным взглядом: вся доступная целина раскатана в кочки, вся труднодоступная изборождена следами. Сто фрирайдеров на одном склоне, это даже больше, чем два гения на одной кухне. Скорее бы пошел снег.

Туман и снег включили в понедельник и не выключали два дня. Времени было очень мало – попросили покататься с нами местных райдеров. В этом очень помогли наши друзья Аня и Миша. Катание с ними было в своем роде открытием горы заново. Кроме блуждания в снеге и тумане было два разных солнечных дня: один - морозный, с зимней вьюгой на хребте; и другой – апрельский, наполненный солнечным светом, как апельсиновым соком.

Катание с гидами и без…

Тяга в целину, кажется, присуща любому райдеру. Но получение удовольствия от катания вне трассы возможно только при умении чувствовать и понимать горы и снег. Здесь мало грузить заднюю ногу и всплывать на поверхность склона. Понимание горы и снега, наверное, это опыт и специфические знания. Катание на трассе и вне трассы можно сравнить с вождением машины и управлением самолетом. Большинство из нас в состоянии более или менее удачно управлять автомобилем, но когда нам надо куда-то лететь, то мы обращаемся к профессиональным пилотам.


Человек, проводящий в горах максимум две – четыре недели в году, не может даже приблизиться к пониманию целины и гор. Однако целина - как наркотик: попробовав раз, она тебя не отпустит. Тогда остается: кататься самостоятельно на свой страх и подвергать себя серьезному риску (почитайте сообщения про экстремалов, которых регулярно засыпает); либо уменьшать риск и обращаться к гидам.

В катании с гидами есть свои положительнее и отрицательные стороны:

Минусы:
  • не всегда можешь диктовать свои условия гиду, т.к. твои желания могут не соответствовать уровню риска, допустимому гидом;
  • гиды тоже могут ошибаться и выбирать не самый оптимальный маршрут, однако вероятность и цена твоей индивидуальной ошибки при самостоятельном катании многократно выше;
  • твоя зависимость от решений гида, т.е. ты не определяешь время и ритм спуска;
  • твое катание зависит от характера и настроения гида. Если гид катается с похмелья или больной, то высока вероятность, что он будет «отбывать номер», а не дарить тебе праздник.
Плюсы:
  • знание маршрута спуска, что дает возможность наслаждаться катанием и пейзажами, а не участвовать в квесте «найди выход с горы»;
  • знание состояния склонов и снежного покрова; про то, как важно не быть засыпанным отдельно, можно не говорить;
  • возможность оказания помощь попавшему в беду райдеру. Это включает в себя как замену сломавшегося крепа, так и что-то более серьезное, как-то: откапывание засыпанного из лавины и транспортировка травмированного до больницы.
  • обучение начинающего райдера азам катания вне трасс. Некоторые вещи, например выбор линий спуска, места остановки на склоне, технику катания или прыжков вне трасс, можно изучить на собственных ошибках (если бог даст) или с помощью гида;
  • существенное снижение рисков травмы и гибели при внетрассовом спуске, что позволяет клиенту думать о спуске, а не о спасении; все вышеперечисленное дает уверенность в себе и многократно увеличивает удовольствие от катания.
Конечно, гид в твоей компании не дает 100% гарантии от риска травмы или гибели. Более того, часто гиды сами становятся жертвами гор. Но риск самостоятельного катания просто не сравним с риском катания с гидом.

Апрельские мысли

Говорить отдельно про спуски как-то даже не хочется. Как будто описывать встречу с любимой: либо ничего не передашь, либо будет похоже на смесь стихов и порнографии. Эмоции - это вообще интимно.


Почему-то хочется упомянуть не спуск, а подъем. Никогда не любил альпинизм и борьбу с собой на высоте. Уважаю людей, преданных этому делу; много друзей среди скалолазов и альпинистов, но присущая мне суетливость и нетерпеливость не давали понять удовольствия походов с грузом вверх по склону. Легкие часовые подъемы позволили приоткрыть связь борьбы с собой и прояснения мыслей: «Может, вообще существует заговор фрирайдеров, что не дает развивать Приэльбрусье и сохраняет этот дух свободы, въевшийся в скалы и обшарпанные стены домов? Может быть, не нужны толпы горнопляжников, городских модников и модниц? Может быть, это судьба Приэльбрусья: притягивать своим гордым одиночеством скрытое одиночество отдельных райдеров…»

Огромное спасибо за время и помощь райдерам и гидам Приэльбрусья: Михаилу Кирилину, Анне Розмаховой, Андрею Петрову, Кириллу Анисимову и всем, с кем мы встретились.




Новость опубликованна на сайте White Guides: Ассоциация горных гидов.69
http://www.whiteguides.ru

Адрес новости:
http://www.whiteguides.ru/article.php?storyid=120